500 лет Северному морскому пути: Вехи великой арктической истории. В 2025 году Россия отмечает 500-летие начала освоения Северного морского пути (СМП). Эта дата связана с первым упоминанием о возможности проложить морской маршрут вокруг Евразии, сделанным русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году.
В 2025 году Президент России В.В. Путин подписал Указ о праздновании юбилея.
Истоки и первые исследования
Освоение арктических вод начали поморы в XI-XII веках, плавая вдоль побережья Белого, Баренцева и Карского морей на кочах. В 1648 году Семен Дежнев прошел Берингов пролив, доказав разделение Азии и Америки. XVIII-XIX века ознаменовались экспедициями российских исследователей (Беринг, Литке, Челюскин, Толль), составивших карты и изучавших условия Арктики.️
Прорыв и становление маршрута
Первый сквозной проход по всему СМП совершил швед Эрик Норденшельд на "Веге" (1878-1879). Первый успешный транзит за одну навигацию выполнила советская экспедиция Отто Шмидта на ледоколе "Александр Сибиряков" в 1932 году. Это стало символом начала государственного освоения СМП. В 1935 году создано Главное Управление Севморпути (ГУСМП).
В XX веке СМП доказал стратегическое значение: он был ключевой артерией снабжения в годы ВОВ. В 1957 году введен первый атомный ледокол "Ленин", а в 1977 году "Арктика" достигла Северного полюса.
СМП сегодня и завтра
Северный морской путь – важнейшая транспортная артерия России, связывающая регионы и способствующая развитию Арктики и Дальнего Востока. Он на 40% короче пути через Суэцкий канал. Грузопоток растет, достигнув десятков миллионов тонн в год; поставлена цель – 80 млн тонн к 2025 году. Развитием занимаются "Росатом", "Новатэк", "Роснефть" при господдержке.
Особое внимание уделяется экологии: внедряются суда на СПГ, технологии мониторинга и защиты арктической природы. За 500 лет СМП превратился из опасного маршрута в магистраль мирового значения.